*
*

Основные элементы программирования.
Содержание:
Основные алгоритмические констукции.
В Visual Basic, как и влюбом другом языке существует алгоритмические конструкции, которые позволяют сделать ваши приложения более интересными и полезными.
Алгоритмические
констукции.
Алгоритмы ветвления (управляющие констукции).
Линейные алгоритмы.
Циклические алгоритмы.
FOR … NEXT
Do while ...
Loop
Do ...
Loop while
SELECT CASE
ELSEIF
IF ... THEN ...
IF ... THEN ... ELSE ...
Рассмотрим каждую конструкцию подробнее.
Линейные алгоритмы - алгоритм, в котором все команды должны быть выполнены последовательно одна за другой.
Часто требуется изменить естественный ход последовательного выполнения операторов программы. Тогда применяют конструкции принятия решения (управляющие конструкции).
Основой для принятия решения в управляющих конструкциях являются условные выражения (условия). Они возвращают одно из 2 значений: истина или ложь и используют следующие операторы сравнения: =, >, <, > =, < =, < > (не равно). Например, условное выражение 5*х +2 > 0 при х = 3 возвращает значение истина, а при х = -1 возвращает значение ложь.
В языке Visual Basic существуют сложные условия.
Алгоритм ветвления - выбор действия в зависимости от выполнения условия.
Алгоритмы ветвления.
Сложное условие - это последовательности простых условий, объединенные между собой знаками логических операций AND (и), OR (или), NOT (не).
Например: математическое неравенство -5 <= y <= 8 в программировании запишется в виде сложного условия -5 <= y and y <= 8.
Существует несколько видов управляющих конструкций.
1. Управляющая конструкция IF … Then.
Применяется, когда необходимо выполнить один или группу операторов при соблюдении определенного условия. Вид команды:
А) IF условие THEN действие (однострочный оператор)
Б) IF условие THEN
Действия                         
(многострочный оператор)
END IF
При  истинности условия выполняются действия, указанные после слова Then, а если условие ложное, то выполняются команды, следующие за оператором IF … THEN.
Например: команда  If  x > 0 then y = SQR(x) дает возможность избежать ошибки при выполнении программы, так как корень будет извлечен только из положительной величины х.

2. Управляющая конструкция IF … Then … Else: применяется, когда необходимо выполнить разные действия в зависимости от соблюдения или несоблюдения условия.
Вид команды:
А) IF условие THEN действие1 ELSE действие2 (однострочный оператор)
Б) IF условие THEN
Действия 1 
ELSE                      
(многострочный оператор)
Действия  2
END IF
Действия 1 выполняются в случае истинного условия, а действия 2 - в случае ложного.
Пример: вычислить Y=

Соответствующая команда имеет вид:
If x > 0 Then y = x^2 + 7 Else y = 5 - 2*x^3

3. Оператор ELSEIF:
применяется, когда необходимо проверить несколько условий. Условие, указанное после ElseIf, проверяется только в том случае, когда предыдущее условие ложно. Вид команды:
IF условие 1 THEN
  действия 1
ELSEIF условие 2 THEN
  действия 2
. . .
ELSE
  действия n
END IF
Например: IF x > 0  THEN
     Label1.Caption = “Значение положительное”
ELSEIF x = 0 THEN
     Label1.Caption = “Значение равно 0”
ELSE
     Label1.Caption = “Значение отрицательное”
END IF

4. Оператор выбора SELECT CASE: применяется для реализации ветвления с несколькими условиями и вариантами выбираемых действий. Вид команды:
Select Case переменная
            Case значение 1
                     команды
             Case значение 2
                     команды
                     …
             Case значение n
                      команды
End Select

Например:     
Select Case vozrast
           Case 0 to 6
                Print “Дошкольник”
           Case 7 to 17
                 Print “Школьник”
             …
            Case Else
                 Print “Недопустимое значение”
End Select
Пример: вычислить сумму первых ста натуральных чисел.
Программный код:
Sub Command1_Click()
For I = 1 TO 100
S = S + I
Next I
Label1.Caption = S
End Sub

2. Условный цикл (DO WHILE … LOOP)
Используется, когда число повторений цикла зависит от некоторого условия.
Словесная форма записи:
Пока условие выполняется, повторять:
Действия (тело цикла)
Конец цикла.
Условие в начале цикла (цикл с предусловием):
Тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется условие цикла.

1) Условие в начале цикла (цикл с предусловием):
Do while
условие
  операторы тела цикла
Loop


2) Условие в конце цикла (цикл с постусловием):

Do
  операторы тела цикла
Loop while условие


Пример: на форме строятся разноцветные окружности, произвольно расположенные, разного радиуса (от 50 до 150) до тех пор, пока значение радиуса не станет равно 100. Количество таких окружностей подсчитывается и выводится на экран.
Private Sub Command1_Click()
Dim r As Byte, i As Integer                       ‘счетчик количества построенных окружностей
Randomize
Do  r = Rnd * 100 + 50
Circle (Rnd * Form1.Width, Rnd * Form1.Height), r, RGB(Rnd * 255, Rnd * 255, Rnd * 255)
i = i + 1
Loop While r <> 100                      ‘цикл повторяется, пока радиус отличен от 100
Label1.Visible = True
Label1.Caption = i
End Sub
Иногда бывает необходимо прервать выполнение цикла. Тогда внутри тела цикла используют оператор EXIT FOR для цикла со счетчиком (EXIT DO для условного цикла).
После Case, кроме конкретного значения переменной, можно использовать:
Список                       Case 1, 5, 9, 14
Диапазон                   Case 10 TO 20     
Условие                     Case Is < 0
Остальные случаи    Case Else
Циклические алгоритм.
Такие алгоритмические конструкции используются для выполнения в программе повторяющихся действий (эти повторяющиеся действия называют телом цикла). Использование циклов позволяет сократить число команд в программном коде проекта, облегчает чтение и отладку программ.

1.  Цикл со счетчиком (FOR … NEXT)
Такой цикл применяют, когда заранее известно,  сколько раз должно выполняться тело цикла. В данном цикле вводится переменная-счетчик (обозначим ее I), которая определяет число повторений цикла. Для счетчика задаются значения параметров: начальное значение (N) - присваивается переменной-счетчику перед первым выполнением цикла; конечное значение (K);  величина шага изменения счетчика (H) - на эту величину увеличивается значение счетчика после каждого прохода цикла. Перед каждым выполнением цикла значение счетчика сравнивается с конечным значением: если I <=  K при H > 0 (I >= K при H < 0), то выполняются команды тела цикла. В противном случае цикл завершается, и управление передаются следующему после NEXT оператору.
Цикл — это последовательность операторов, которая может выполняться более одного раза.
Циклический алгоритм — это алгоритм, содержащий один или несколько циклов.
FOR счетчик = нач. значение TO кон. значение STEP шаг
Тело цикла
Next счетчик
Ключевое слово Step можно опустить. Тогда значение шага будет равно единице.

Особенно часто циклы со счетчиком используются при работе с массивами.
Ученику
Учителю
Дополнительно
Введение в VB
Форма и основные элементы управления
*
*
*
*
*
Методический материал
Дидактический материал
*
Основные элементы программирования
*
Коды ошибок
Основные функции и операторы языка VB
*
1. Анатомия программных операторов;
2. Использование переменных;
3. Арифметические операции и математические функции;
4. Строковые функции, функции перобразования;
5. Основные алгоритмические конструкции;
6. Массивы;
7. Коротко о главном;
8. Проверить свои знания.
На Главную    Вернуться к содержанию
Графические возможности
Приложения VB (*.exe)
Копилка знаний
Сайт управляется системой uCoz